Знакомство с финансами как детская игра

Все, что мы собой представляем,создано нашими мыслями! (Будда)

Главная    Статьи    Знакомство с финансами как детская игра

Знакомство с финансами как детская игра

Знакомство с финансами как детская игра

Вопрос обучения детей финансовой грамотности, наверное, никогда не перестанет быть актуальным в современном обществе. Конечно, в данном случае я как раз имею в виду серьезных и ответственных родителей, которые помогают своим чадам познакомиться с миром личных финансов и тем самым готовят их к будущей взрослой жизни. Многие могут спорить и говорить, что в свое время наши родители, также как и их родители, жили без специальной финансовой грамотности, и ничего с ними не случилось. Однако стоит вспомнить их самих и себя в молодости – когда приходилось, не понимая, как обращаться с заработанными средствами, жить копейка в копейку, едва дотягивая до зарплаты. Когда отсутствие понимания самой концепции личных финансов приводило к долгам и постоянному отсутствию не то что накоплений, а даже наличности на покупку предметов первой необходимости. Я уверен, что многие современные родители, большинство их, согласятся со мной в том, что обеспечивать детей финансовым воспитанием все же надо.

О финансовой грамотности, о том, как помогать детям финансово, и как знакомить их с миром денег, я уже размышлял, и не раз. Сегодня я хочу продолжить и развить именно последнюю тему – о том, как начинать просвещать своих отпрысков в плане того, что есть деньги, и для чего они нужны.

В продолжение темы «Дети и деньги» хочу сказать, что концепцию финансов и личных средств стоит представлять ребенку лет так в пять. Когда он уже готов познакомиться с миром, более широким, чем его собственная семья. До сего момента чаду могло казаться, что все, что он получает – по желанию или просто так – это вещи, игрушки, вкусности, которые появляются в руках родителей чудесным образом и просто передаются ему. Однако лет в 5 уже можно объяснить, что для того, чтобы получить ту или иную вещь, необходимо идти в магазин. Магазин – прекрасное место, где одни люди берут нужные им вещи, но взамен их отдают хозяевам или продавцам деньги. Деньги мама с папой получают, когда выполняют свою работу, а не просто так. Следовательно, чтобы что-то купить, денежки необходимо еще и заработать.

Неплохо дать ребенку попробовать сделать покупку самому. Когда у него уже есть свои деньги (подарок бабушки, к примеру), можно отвести его в магазин, показать, что он может купить на свои средства, и дать ему сделать покупку по своему выбору. Вносить плату на кассе должен сам ребенок. Вероятно, он почувствует некую жалость из-за расставания со своими денежками – это хорошо для понимания того, что просто так ничего получить мы не можем.

Копилка – хороший способ научить дитя собирать деньги на нужную покупку. Однако мотивации у самого чада может оказаться недостаточно. Так что советую не только объяснить, что если складывать деньги в копилку, то их количество со времени увеличится (из-за того, что их никто не тратит). Стоит также докладывать в ту же копилку по несколько монет сверх откладываемой суммы. Пусть это будут так называемые проценты – в качестве бонуса за отсутствие трат. Делайте это на виду, чтобы дитя было в курсе ваших манипуляций и понимало, что экономия может принести больше средств. (Это понимание пригодится в более взрослом возрасте – когда придет необходимость как-то распоряжаться зарплатой, и возникнет идея открытия банковского счета.)

В воспитательных целях, и для понимания того, что не все можно купить по первому желанию, можно иногда отказывать чаду в покупке той или иной вещи, игрушки, сладости. Это позволит осознать, что нельзя потакать всем своим капризам, и не всегда на их исполнение есть деньги здесь и сейчас.

Если ваше дитя получает карманные средства, копит потихоньку и учится экономить, преподайте ему следующий урок. Пусть он отвечает за ту или иную покупку – хотя бы только для себя. К примеру, сам покупает для себя сладости или оплачивает свое хобби (будь то коллекционирование или любое другое увлечение). В таком случае ребенок поймет, что, для того, чтобы постоянно позволять себе ту или иную желаемую вещь, нужно что-то откладывать для ее приобретения.

Далее, если чадо уже научилось копить и мотивировать себя, научите его делать что-то и для других. К примеру, перед путешествием сообщите ему, что он будет ответственным за презент с отдыха тому или иному члену семьи. Пусть он отложит немного денег и купит понравившийся гостинец близкому человеку, но исключительно сам, за свои деньги. Из этого отпрыск может извлечь сразу несколько уроков. Во-первых, он будет экономить (и, возможно, откажется от некоего собственного каприза) ради будущей траты. Во-вторых, он поймет, что не все покупки делаются для развлечения. И, в-третьих, он почувствует, что тратить на других иногда не менее приятно, чем делать подарки самому себе.

В заключение могу сказать, что собственный пример рациональных трат и обдуманных покупок имеет не последнее значение. Напротив, не стоит думать, что ребенок не замечает вашего обыденного, каждодневного поведения. Он наоборот лучше всего впитывает в себя ваши собственные привычки и действия, о которых вы вряд ли отдаете себе отчет. Так что начинать финансовое воспитание необходимо с самих себя, если вы хотите, чтобы ваши детки, став взрослыми, не прозябали в долгах и не считали копейки, но знали, как заработать и накопить денежки.

Оговорюсь, что я отнюдь не призываю делать из своих детей маленьких занудных счетоводов в нарукавниках, очках и с калькулятором в качестве лучшей игрушки. Не воспитывайте их слишком уж зацикленными на финансах. Умейте обратить экономию и знакомство с миром денег в игру, в которой дитя научится основным правилам ведения бюджета без впадения в крайности.

Пожалуйста оцените материал:
14 Августа 2011 г. | moneyblog.ru | 1368 | ( 0 )
Рейтинг@Mail.ru
тренинги и семинары Москвы по личностному росту.