Категоризация бюджета по Маслоу, или как пирамида потребностей влияет на траты

Все, что мы собой представляем,создано нашими мыслями! (Будда)

Главная    Статьи    Категоризация бюджета по Маслоу, или как пирамида потребностей влияет на траты

Категоризация бюджета по Маслоу, или как пирамида потребностей влияет на траты

Категоризация бюджета по Маслоу, или как пирамида потребностей влияет на траты

Благодаря психологии у нас есть возможность оценивать и рассматривать практически любую сферу жизни современного общества в целом и человека в частности. Так, оказывается, пирамида потребностей по американскому психологу Абрахаму Маслоу (Abraham Maslow) применима также и к ведению бюджета. Именно об этой идее мне бы и хотелось сегодня поразмыслить.

Но для начала стоит все-таки вернуться к вопросу бюджета. Как известно, при учете финансов по так называемой сбалансированной формуле 50% всех зарабатываемых средств уходит на обеспечение разного рода потребностей. Еще 30% средств обычно тратятся, согласно данной формуле, на оплату желаний, или, как мы часто называем их, прихотей и капризов. То есть, это приобретение вещей или оплата времяпровождения, без которого можно было бы обойтись. Наконец, последние 20% заработанных средств отправляются в категорию сбережений (это либо собственно накопления средств, либо постепенный расчет с долгами).

О том, как научиться распознавать и в итоге разграничивать свои нужны и желания, я уже рассказывал. Рассмотреть же виды трат согласно необходимых и желаемых покупок не менее интересно, если учитывать упомянутую выше пирамиду потребностей Маслоу. Напомню, что она состоит из пяти уровней. В самой основе пирамиды лежат наши физиологические потребности. Здесь все ясно – это голод, жажда и половое влечение, хотя последняя категория в большинстве случаев к ведению бюджета не относится. (С другой стороны, всякое бывает, хотя и забавно представить, что некто даже в личном бюджете выделяет такую категорию трат как оплата секса за деньги.)

Далее идет второй уровень – экзистенциальных потребностей, таких как комфорт, безопасность, определенные условия жизни. На третьем уровне, в самом центре пирамиды располагаются социальные потребности – такие как необходимость общения, социальных связей, забота о других и себе. Четвертый уровень составляют потребности в престиже – уважение других, успех, рост в карьере и социальном статусе. Наконец, пятый уровень, самый последний и доступный далеко не всем (конечно же, в меру личных интересов). Это духовные потребности – в личностном росте, реализации своих талантов, самовыражении.

Если в данном контексте рассматривать категории бюджета и трат, то и их можно распределить по всем пяти уровням пирамиды Маслоу. Итак, первые две категории потребностей – физиологические и экзистенциальные можно связать с необходимыми тратами, теми, которых так или иначе не избежать. Если проанализировать первые два уровня пирамиды с точки зрения категорий бюджета, то удовлетворение физиологических потребностей – в еде, убежище, одежде, – конечно же, является обязательным. Это необходимые траты. В эту же категорию трат можно отнести и необходимость обеспечить себе безопасность (страховки разных видов), и оплату коммунальных счетов. В последнем случае, реализуется потребность в комфорте, хороших условий жизни и использовании благ современной цивилизации.

Три последующих уровня потребностей по Маслоу справедливо связать с тратами на желаемое (но не необходимое) и, с позволения сказать, капризы. Социальные потребности в любви, привязанности, заботе о других мы реализуем благодаря покупке подарков дорогим нам людям, пожертвованиям на благотворительность, тратам на развлечения и времяпровождение с близкими людьми. Стремление к престижу воплощается в плане бюджета и трат в заботе о своем профессиональном имидже (в частности, в покупке соответствующей статусу и должности одежды), в расходах на образование и развитие профессиональных навыков. Сюда же можно отнести и траты на выходы «в свет» и даже расходы на оплату занятий спортом того или иного рода (для поддержания хорошей физической формы и, следовательно, презентабельного внешнего вида).

Наконец, духовные потребности мы удовлетворяем благодаря тратам на наши хобби (в частности, реализуя творческие порывы), оплату Интернета (ведь сегодня наличие виртуальной личности для многих является необходимой частью их самовыражения). Путешествия в рамках отпусков – при желании мир посмотреть, узнать нечто новое о других странах, культуре их жителей – также попали в категорию расходов на духовные нужды. Наконец, сюда же можно включить и траты на предметы роскоши. Это те вещи, без которых мы явно можем обойтись, но которые нужны нам либо по причине возможности выразить свое «Я», либо просто в качестве удовлетворения капризов типа «хочу, и все тут».

На реализацию всех этих потребностей тратятся те самые 80% нашего бюджета (50% + 30%). Остальные 20%, как вы помните, составляют не расходы, а накопления и расчет с долгами. Но, поскольку это, собственно, сбережения и обеспечение своей личной финансовой стабильности, то эти средства не относятся ни к одной из описанных выше категорий трат.

Данная категоризация расходов в соответствии с пирамидой потребностей, созданной известным психологом, не только интересна и занятна, но и целиком правдива и правильна. Благодаря ей мы имеем возможность дать рациональную и трезвую оценку своим запросам и нуждам и, следовательно, учимся более внимательно и легко контролировать собственные средства.

Пожалуйста оцените материал:
14 Августа 2011 г. | moneyblog.ru | 2319 | ( 0 )
Рейтинг@Mail.ru
тренинги и семинары Москвы по личностному росту.