Компьютер в нашей психической деятельности, или о влиянии виртуальной реальности на человеческую психику

Все, что мы собой представляем,создано нашими мыслями! (Будда)

Главная    Статьи    Компьютер в нашей психической деятельности, или о влиянии виртуальной реальности на человеческую психику

Компьютер в нашей психической деятельности, или о влиянии виртуальной реальности на человеческую психику

Компьютер в нашей психической деятельности, или о влиянии виртуальной реальности на человеческую психику

Компьютер – привычная и, даже можно сказать, неотъемлемая часть жизни современника. Он прочно вошел в нашу жизнь и присутствует практически во всех ее сферах: в быту, на работе, в учебе и даже на улице или во время досуга. В последнее время человеческая психика развивается под глобальным влиянием компьютерных устройств. Однако ученые до сих пор точно не знают, как именно компьютер влияет на становление человеческой личности.

Индустрия компьютерных игр буквально захлестнула молодое поколение, получив все права законно называться «чумой XXI века». Однако большинство из нас в достаточной степени не осознает ее последствия. В настоящий момент в России можно отметить глобальное нашествие всевозможных гаджетов на среднюю и даже младшую школу. При этом объективной информации в СМИ по поводу влияния компьютерных игр и виртуальных устройств на детскую психику нет.

Так ломает ли современный компьютер реальность, или же просто дополняет ее виртуальной? Проявлением виртуальной реальности на сегодня можно считать многочисленных целиком и полностью отключившихся от реальной жизни подростков. Именно они ежедневно сосредотачиваются на компьютерном мониторе и живут в сложнейших программных средах для решения бизнес и производственных задач намного удачнее, чем в реальном и самом простом быту. Современная молодежь в большинстве своем соединяет понятие виртуальной реальности с вымышленными образами, часто киношными героями и персонажами фантастических произведений. Так что с точки зрения практической психологии, виртуальная реальность – аналог любой другой среды.

Человеческая психика любит время от времени отграничиваться от быта и базовой реальности, стремясь создать какие-то свои среды и особые реальности, лишенные каких-то недочетов, которые присущи базовой реальности. Так что отрыв от реальности и посвящение себя миру онлайн-игр можно сравнить с просмотром фильма или чтением книги. Во время всех этих действий человек отрывается от окружающей его физической реальности и глубоко или совсем поверхностно уходит в особый отдельный мир.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что виртуальная реальность не несет ничего принципиально нового, что могло бы нанести колоссальный ущерб человеческой психике. Понятно, что эта реальность специфична, связана с компьютерными интерфейсами, а на ее характеристики оказывают существенное влияние программные среды. Однако все нынешние проблемы виртуальной реальности – это те же самые старые как мир проблемы человечества, решаемые из года в год и из поколения в поколение. Вот почему виртуальность в том проявлении, к которому мы привыкли сегодня, нельзя назвать чистой виртуальностью. В итоге получается так называемая смешанная реальность, которая составляет огромную долю повседневной жизни, где человек взаимодействует с различными компьютерными устройствами. Субъектами такой реальности является подросток, шагающий по улице и набирающий sms-сообщение, водитель, который пользуется gps-навигатором, а также интернет-пользователь, размещающий на картах поисковиков фото реальных объектов.

Но тогда что же такое виртуальная среда, и каким именно образом она оказывает влияние на человеческую психику?

Если отвечать на этот вопрос с точки зрения философии, то человек долгие годы живет с основным и самым сильно волнующим его противоречием между физической конечностью (ограниченностью) и внутренней бесконечностью. Да, он часто прячет эту проблем за обыденностью и повседневностью, но все равно не решает этот вопрос. Неверующий человек считает, что смерть – это его полное окончание. А виртуальная реальность в этом плане дает ему хотя и мнимую, но все же надежду на то, что ограниченность человеческой природы легко преодолима.

Виртуальная реальность получается в результате взаимодействия человеческой психики и компьютерного устройства. Ограничения виртуальной среды накладываются аппаратными возможностями компьютера и психикой человека. Заметим, что первые стремительно растут.

Ответов на вопрос о том, как влияет виртуальная реальность на человеческую психику, очень много. Все они очень противоречивы. Например, есть исследования, которые утверждают, что пристрастие к компьютерным играм пагубно влияет на человеческую психику. Но немало и таких исследований, которые говорят о том, что последствия такого взаимодействия очень позитивны.

Итак, выделим основные характеристики виртуальности:

1. Виртуальность разрушает многие запреты, ограничивающие человека в быту, так как создает иллюзию анонимности.

2. Вместе с тем именно виртуальность размывает границы идентичности человека, разрушая целостность человеческой личности. В этом мире пять ощущений человека и его физические возможности не играют особого значения. А чувство линейного прошлого, настоящего и будущего очень быстро ослабевает.

3. В виртуальной реальности человек может стать автором своих многочисленных персонализированных проекций – аватаров. С точки зрения психологии, именно аватары отражают подсознательные влечения и страхи человека, совершенно в ином свете представляя одну и ту же личность. В результате наша психика познает особый вид психической динамики – взаимодействие аватара и человека.

4. В виртуальной реальности человек получает тот опыт, который мы часто приобретаем в мире собственной мечты, то есть, сюрреалистический опыт.

5. Большинство сегментов виртуальной реальности рассчитано на постоянное стимулирование непроизвольного внимания: яркие баннеры, ссылки, анимация и т. п. Благодаря этому создается сильный завлекающий эффект и тормозится произвольная регуляция.

Другими словами, в виртуальной реальности многое создано для того, чтобы даже самый глубокий в реальной жизни неудачник чувствовал себя тут комфортно и ни разу за все время пребывания тут не почувствовал бы свою недостаточность и несостоятельность.

Пожалуйста оцените материал:
15 Августа 2011 г. | smoking-room.ru | 2886 | ( 2 )
Рейтинг@Mail.ru
тренинги и семинары Москвы по личностному росту.