Общение и его значение в жизни человека
Общение - это форма жизнедеятельности индивида, уровень активности и деятельности человека. В процессе общения осуществляется обмен информацией, взаимовлиянием, сопереживаниями, формируются убеждения, взгляды. Главная цель общения заключается в удовлетворении людьми своих потребностей: биологических, социальных и духовных. Основными мотивами общения является потребность в познании и самопознании, в духовном и эмоциональном контакте, в безопасности и психологической защите, в признании и престиже, в руководстве и доминировании, в помощи и альтруизме. В процессе общения индивид обнаруживает и реализует свои стремления быть личностью, гражданином, профессионалом.
Общение между людьми происходит в различных формах. Первое - в форме анонимного общения (партнеры остаются незнакомыми, анонимными - временные контакты пассажиров автотранспорта, жителей одного микрорайона). Второе - в форме функционально-ролевого общения (связи между его участниками обусловлены их социальными ролями - врач-больной, педагог-ученик, руководитель-подчиненный). Третье - как неформальное общение, которое реализуется за пределами официальных отношений (общение между друзьями, влюбленными).
Психологическое изучение любого явления имеет два основных аспекта: мотивационный - человеческие потребности, мотивы, вызвавшие это явление и эффективный - те изменения, которые проявляют это явление в психике и поведении людей, что проявляются в сфере действия, влияния.
В феномене (явлении) общения обнаружено и научно обоснованно немало потребностей, наиболее существенными из них являются:
1. Контактирующая потребность. Человек должен постоянно воспринимать других людей, контактировать, общаться с ними. Без этого деградирует его психика - разрушаются речь, мышление, память, чувства.
2. Познавательная потребность, человек ищет и находит в общении новую информацию, мнения, идеи, духовные ценности. Это особенно касается детей, подростков, общение для них - ведущий источник познания мира.
3. Эмоциональная потребность. С одной стороны, человек ищет в общении подтверждение в чувствах других людей собственной ценности, неповторимости, незаменимости, принятия, доверия, защиты, поддержки, симпатии, толерантности, нежности, любви: преодоление таким подтверждением и принятием чувств одиночества, неуверенности, растерянности, тревоги, тоски, страха, отчаяния и других негативно окрашенных переживаний. Человек удовлетворяет в общении собственные эмоциональные потребности в любви к другим, симпатию к ним, нежность, ласку, заботу или в раздражении на других своих собственных негативно окрашенных (человеконенавистнических) эмоций: ненависти, озлобленности, зависти, раздражения и так далее.
4. Патронажная потребность. С одной стороны, человек ищет самоутверждения, самореализации в лидерстве, преобладания в управлении другими, их поступками, суждениями, в уважении с их стороны. С другой стороны, потребность в принадлежности к кому-то сильному, мощному, авторитетному, референтному, авторитарному, в подчинении ему с целью переложить на него ответственность за организацию деятельности, его стратегию и тактику, за принятие решений.
Понятно, что названные нами потребности общения являются наиболее обобщенными, их можно уточнять, делить на основе различных особенностей, аспектов, нюансов.
Эти разнообразные и разносторонние потребности людей удовлетворяются в той или иной мере через функции общения.