Свойства и виды эмоций.

Все, что мы собой представляем,создано нашими мыслями! (Будда)

Главная    Статьи    Свойства и виды эмоций.

Свойства и виды эмоций.

Свойства и виды эмоций.

Эмоции и чувства различают в зависимости от их качественного своеобразия. Например, делят эмоции на положительные и отрицательные. К положительным относят: радость, восторг, умиление, к отрицательным: гнев, страх, горе, разочарование. Существуют ещё и смешанные эмоции, так, часто, страх связан с удовольствием, например, прыжок с парашютом, когда хочется радости свободы и полёта, и в то же время – страшно. Важна также, глубина переживаемой эмоции, её интенсивность, продолжительность, влияние на активность деятельности. Например, стенические (сильные) эмоции побуждают к активной деятельности, являются катализатором поступков, мобилизуют силы человека, когда нужна решимость для достижения поставленной цели. Астенические эмоции, наоборот подавляют, мешают активной деятельности.

Эмоции и чувства также различают в зависимости от их содержательного своеобразия. Например, эмоциональный тон ощущения – это отношение к качеству ощущения, эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на непосредственные изменения в окружении, настроение – ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающие или ослабляющее психическую деятельность.

Настроение очень важно в работе любого человека, поэтому его стоит разобрать подробнее. Настроение, как и другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, что часто обуславливает общий настрой и отношение к работе, а также влияет на желание что-то делать вообще. Различают интенсивность, выраженность, напряжённость и устойчивость настроения. Очень важно для менеджеров иметь навык возвращать себя в состояние эмоциональной устойчивости при различных внешних воздействиях, чтобы контролировать стабильность своего поведения. Часто мы слышим фразы: «я расстроился», «разозлился», «опечалился», как оправдание какого-либо неприемлемого поведения. Другими словами, люди объясняют своё негативное поведение плохим настроением, как правило, приписывая его возникновение разным обстоятельствам или поведению других людей. Хотя само слово «расстроился» имеет возвратную частицу «ся», указывающую направление действия, то есть расстроил себя – расстроился. Можно сформулировать по другому: я расстроил себя для того, чтобы разрешить себе недопустимое поведение, которое уже, как бы, обосновано плохим настроением. Если принимать всерьёз настроение, как фактор, позволяющий конфликтное поведение, то невозможно говорить об эффективной и успешной деятельности. Представьте, хирург с плохим настроением разрешит себе неадекватное поведение в виде дрожания рук, волнения, отсутствия координации. Воспримут ли потом родственники зарезанного пациента объяснение – у меня было плохое настроение? Почему же тогда менеджер имеет право общаться с клиентами, сотрудниками конфликтно, объясняя это своим настроением? Для эффективного менеджера недопустимы конфликтные эмоциональные состояния, такие как: стресс, аффект, фрустрация.

Стресс (напряжение) – состояние эмоциональной психической напряжённости, обусловленное приспособлением психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям жизнедеятельности. Часто, стресс это реакция на опасность, большую физическую или умственную нагрузку, необходимость принимать быстро важные решения. Стресс позволяет тотально мобилизировать силы организма на поиск выхода из сложной ситуации или приспособиться к новым условиям. Каждый человек имеет свой порог стрессовой устойчивости. Одно и то же событие может быть субъективно воспринято разными людьми прямо противоположно. Для одних менеджеров конфликтное поведение клиента является стрессом, для других рабочим моментом, не стоящим особого внимания.

Канадский учёный Ганс Селье (1907-1982) предложил схему возникновения стресса. На первом этапе возникает тревога, на втором стадия сопротивления, третий этап характеризуется истощением нервной системы. Практическое применение указанной схемы позволяет отследить возникновение стресса на первом этапе тревоги, потому что дальнейшее развитие не предполагает быстрого и эффективного выхода из стрессового эмоционального состояния. Для формирования адаптивного поведения необходим эмпирический опыт пребывания и выхода из трудных жизненных ситуаций. Оптимальным способом приобретения навыка предотвращения стрессовых состояний является тренинг, где моделируются различные ситуации возникновения стресса, а также разбираются возможные пути решения данных ситуаций.

Аффект (душевное волнение, страсть) – это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, которое может проявляться в дезорганизации сознания, его сужении, появлении импульсивных реакций.

Человек в состоянии аффекта не вполне осознаёт свои действия, они эмоционально-импульсивны, лишены логики и осознанного мотива. Состояние аффекта несовместимо с какой-либо целенаправленной позитивной работой. Люди склонные к аффективному поведению не могут эффективно общаться, они опасны для любого бизнеса, а также, часто, для самих себя.

Фрустрация (неудача) – конфликтное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, непреодолимыми препятствиями на пути к достижению значимых целей. Фрустрация, часто, является реакцией на агрессию, конфликтную ситуацию, результатом длительной фрустрации может быть глубокая депрессия. Не любые препятствия и разочарования являются значимыми для человека. Также всегда сохраняется возможность коррекции своего отношения к происходящему и, соответственно, выбора правильной реакции в отношении любой жизненной трудности.

Возникновение и протекание эмоций и чувств имеет свои закономерности.

Так, например, чувства, выработанные к одному человеку, могут переноситься в определённой мере на другого человека или на группу людей. Часто, менеджеры по продажам обобщают свои чувства к одному – двум трудным клиентам и переносят их на всех клиентов в принципе. При этом делаются примерно такие заявления: «все клиенты – враги».

Другая важная закономерность, это притупляемость, уменьшение интенсивности переживания чувств при длительно воздействующих раздражителях. Почему, часто, секретарей видят с каменными лицами, которые никак не реагируют на ваши эмоции по поводу её непонимания ваших проблем, в частности, невозможности пройти к нужному руководителю. Просто секретарь каждый день видит подобные эмоции людей, желающих попасть к нужному человеку. Это длительное эмоциональное давление постепенно становится фоном рабочего дня – чувства притупляются, что является своего рода защитной реакцией.

Чувства взаимодействуют друг с другом, усиливая или уменьшая интенсивность переживаний. Например, удовольствие чувствуется сильнее, если следует за неудовольствием, возникает контраст чувств. Особенно это часто проявляется при столкновении с нашей сферой обслуживания, например, сходите после платной поликлиники, в обычную - районную, контраст чувств вам будет обеспечен.

Общение с хорошим и душевным человеком может вызывать желание видеться с ним чаще. Ваши положительные эмоции и чувства суммируются, иногда, получается – любовь. Также могут накапливаться и суммироваться отрицательные эмоции, иногда их становится слишком много, чтобы терпеть рядом присутствие другого человека – раздражителя, тогда получается – развод.

Эмоциональные стояния могут замещаться. Неудача в общении с одним клиентом может компенсироваться успехом в разговоре с другим. Более сильные эмоции способны замещать любые, вроде бы, актуальные переживания. Например, если вы в состоянии печали и тоски выходите из дома, а из другого подъезда выходит десятилетняя девочка, весом 30 кг на прогулку с трёх летней собачкой, весом в 75 килограмм и пастью, как ковш экскаватора, и по каким то причинам, вы собачке не понравитесь, она вознамериться развлечься и откусить вам ногу, сколько потребуется секунд, чтобы вы поменяли состояние тоски и печали на что-нибудь более бодрое и оказались на ближайшем дереве?

Эмоции легко переключаются и переносятся. Например, менеджер среднего звена, получив заряд негативных переживаний от руководителя, легко переносит эмоции из своего душевного подвала на любого подчинённого (возмещает зло на слабом).

Бывает, что эмоции взаимно не совместимы – амбивалентны, что может привести к внутреннему конфликту. Хотя лицо во время посещения противоположных эмоций наблюдать интересно. Представьте лицо мужчины из анекдота, повествующим, что такое противоположность чувств: «Это когда на вашем новеньком «Мерседесе» тёща летит в пропасть». Представили? Это повод рассказать об – экспрессии, внешнем выражении эмоций.

Они выражаются:
Движениями мышц лица (мимика)
Движениями мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка, напряжение, расслабление)
Изменением голоса (тона, тембра, громкости)
Изменением темпа речи (появлением пауз)

Все интуитивно могут отмечать физиологические и поведенческие проявления известных эмоций, например: радости, печали, гнева. Однако, нужно быть очень внимательным, чтобы различать оттенки разных менее интенсивно протекающих эмоций. Также важно не придумывать и не приписывать переживание различных состояний другими людьми, исходя только из увиденных признаков, вроде бы, знакомых нам эмоциональных проявлений. Например, легко принять задумчивость за печаль или грусть и приставать к человеку с вопросом: «ты чего такой грустный?». Понимание эмоций и переживаний других людей важнейшее умение эффективного менеджера, важное для успешной коммуникации, например, в контексте переговоров.

Пожалуйста оцените материал:
03 Мая 2011 г. | http://nlplife.ru/ | 9539 | ( 2 )
Рейтинг@Mail.ru
тренинги и семинары Москвы по личностному росту.