Значение имени: Алексей

Все, что мы собой представляем,создано нашими мыслями! (Будда)

Главная    Значение имени    Значение имени: Алексей

Значение имени: Алексей

Алексей — защитник (древнегреческое). Имя спокойное и жизнерадостное, очень распространенное. На Руси его носили цари, полководцы, патриархи, бояре, дворяне, простые смертные.

Основные черты: скромность, доброжелательность.

Отчество: Алексеевич, Алексеевна.

Зодиак имени: Водолей. Планета: Нептун. Цвет имени: зеленоватый. Камень-талисман: лазурит. Благоприятное растение: тополь, омела. Покровитель имени: лось. Счастливый день: суббота. Счастливое время года: зима.

Именины, святые покровители

Алексий Константинопольский, мученик 22 (9) августа.

Алексий, митрополит Московский и всея Руси, 22 (12) февраля, 2 июня (20 мая), 18 (5) октября. Молитвою исцелил от глазной болезни жену татарского хана, чем избавил Россию от многих бед татарских. В 1378 году основал в Москве Чудов монастырь.

Алексий Невский (см. Александр Невский).

Алексий Печерский, затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах, 7 марта (24 апреля), 11 октября (28 сентября).

Алексий Человек Божий, 30 (17) марта.

Назван был так голосом с неба. Родился в Риме в семье благочестивых, богатых родителей. Юношей он начал строго поститься, раздавал милостыню и под богатой одеждой носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Богу. Однако родители собирались женить Алексия. В день свадьбы он тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию. Попав в город Эдессу, Алексий продал все, что у него было, раздал деньги нищим и стал жить при церкви на паперти и кормиться подаянием. Питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и старым. Так жил он 17 лет.

Однажды пономарю церкви, при которой жил Алексий, Матерь Божия через Свою святую икону повелела ввести в церковь человека Божия: «Молитва его восходит к Богу, кадило благовонное, и Дух Святой почивает на нем». Пономарь нашел Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию, но буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный отправился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у отца своего разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Через 17 лет он был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда он взял свиток и описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты.

В день кончины Алексия, когда папа Римский Иннокентий в присутствии императора служил литургию, из алтаря раздался голос: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника, тогда в храме вновь послышался голос, сказавший, в каком доме искать человека Божия. Все поспешили туда, но святой уже умер. В руке его был зажат свиток, по которому и был узнан родителями. От тела святого начали совершаться исцеления. Это произошло в 411 году.

Житие Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.

Народные приметы, обычаи

На Алексея покинь сани, снаряжай телегу.

Если в этот день бежит вода с гор, то ожидают благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев.

Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив).

Имя и характер

Яркая творческая натура, спокойный и доброжелательный. Он прекрасный собеседник, умеет выслушать человека, понять его, сочувствовать ему, поддержать. Алексей скромен, старателен, терпелив.

Алексей обладает хорошей памятью, восприимчив ко всему новому. Он честолюбив, и чем бы ни занимался, всегда в совершенстве знает свое дело.

Алексей внутренне тяжело переживает неудачи, страдает от критики, очень раним. Душевные страдания могут надолго выбить его из колеи. К власти он не стремится, но и не переносит давления на себя, хотя открыто и не выражает свой протест.

Алексей влюбчив, чувствует себя защитником женщин, в детстве — матери. Женщин любит ласковых и доброжелательных, ценит семейный уют, готов идти навстречу Желаниям домочадцев, нежно заботится о детях.

Глубинный смысл этого имени замечательно раскрыл П. Флоренский:

«Имена Александр и Алексей проявляются признаками почти противоположными и тем не менее метафизически весьма близки между собой, причем Алексей есть некоторое смягчение или размягчение имени Александр, вследствие чего в нем нарушается основное равновесие: Александр есть твердое тело, кристаллически построенное, Алексей же — тестообразное. Алексей есть тот же Александр, но близ точки плавления. Александр стоит, Алексей же падает, всегда падает, и в нем нет ни одной вертикали…

В Алексее — та же соразмерная пропорция элементов личности, самих по себе, порознь взятых, но совокупность тех из них, которые попадают в область сознания, уже не соразмерена с совокупностью элементов подсознательного. Переместив уровень сознания в Александре, и именно — подняв этот уровень значительно вверх, мы тем самым получим Алексея… Если бы представить себе Алексея приобретшим такую сознательность и ум, но без изменения бывшей у него глубины подсознательного, то Алексей перестал бы быть Алексеем и стал бы Александром, но не обыкновенным Александром, а великим, гением. Но в том-то и дело, что структура личности Алексея такова, что всякое возрастание в нем сознательности ведет и к ускоренному, сравнительно с ростом сознательности, росту подсознательных корней личности; духовно возрастая, Алексей делается еще более Алексеем, в пределе же стремится к юродству…

Когда в Александре понижается степень сознательности, например от болезни и т. п., то он несколько сдвигается в сторону Алексея, точно так же, как сдвиг Алексея в сторону Александра происходит при временном обострении сознательности. Но и для того, и для другого эти сдвиги бывают только временными отступлениями от собственного, присущего им соотношения элементов личности, и, претерпев сдвиг, оба они обычно возвращаются к своему собственному типу.

Он тонок и в ином смысле — не крепок, собою мало владеет, себя в руках не держит, следовательно, не умеет и не хочет выразиться в связном и раскрытом творчестве; он дает больше блесток, отдельных звездочек, самодовлеющих проникновении, нежели длительное сияние или хотя бы могучую вспышку. Это — ум капризный и прихотливый, то проницательный, то отказывающийся действовать, и среднеостро.

… Его воля не поспевает за впечатлениями его чувства, а через разум, скопляясь и обобщаясь в нем, они не могут действовать по своей взаимно-борственности. Отсюда в Алексее беспомощность, хотя в смысле элементарного жизненного устройства Алексей приспособиться может; несмотря на беспомощность, а может и именно вследствие нее, Алексею свойственна хитринка, не хитрость, а именно хитринка в уме. Алексей — человек с хитринкой. Она не к худу, или не к большому худу, а скорее — средство самозащиты… мимикрия своего рода: Алексей прикидывается под Алексея более, чем есть он Алексей, и отсюда — его тяга к юродству.

Если он слывет глупеньким, то он будет показывать дурашливости более, чем есть на самом деле, в душе подсмеиваясь, что этою маскою он провел тех, кто хотел использовать его беспомощность. Если он заикается, то в иных случаях изобразит большее заикание, чем сколько есть на деле, когда надо скрыть рассеянность или незнание, Алексей прост и простоват; но, кроме того, он простится под простоту, культивирует в себе тонкость и рыхлость разума, и видя в ней утонченность духа, и инстинктивно маскируя свою беспомощность…»

Имя в истории и искусстве

Алексей Михайлович (1629—1676), второй царь династии Романовых, был одним из самых ярких личностей XVIII века.

Маленького царевича Алексея учили по заведенному тогда порядку: букварь для него составили по указаниям его деда, патриарха Филарета. К десяти годам он уже мог читать в церкви, петь на клиросе, до мельчайших подробностей изучил устав богослужения. Но были и нововведения: печатанные в Литве грамматика, космография и лексикон; музыкальные инструменты, немецкие карты, западноевропейские гравюры. Ребенка одели в немецкое платье. Всю жизнь любовь к отеческим традициям сочеталась у него с интересам к иностранным «новизнам».

Лишившись отца и матери, в 16 лет он занял московский престол. Ему досталось очень сложное время, полное бесконечных противоречий. Беззакония, оставшиеся от смутного времени, разруха, городские и крестьянские восстания. «Бунтарным временем» называли современники свой век. Бунты порождает даже религия — именно в это время происходит церковный раскол. В скитах сжигают себя раскольники, протопоп Аввакум посылает исступленные проклятия. И — удивительное время! — все это уживалось с неподдельным интересом к научным и художественным достижениям Запада, всеобщей тягой к просвещению.

Алексей Михайлович обладал замечательно мягким, добродушным характером, был, по словам современников, «гораздо тихим». Он был умным и образованным человеком. Он много читал, писал письма, по его воле было составлено и утверждено в 1649 году «Соборное уложение» — свод законов. В 1654 году он принял присягу на подданство гетмана Богдана Хмельницкого «со всею Малороссией». Вовлеченный этим в войну с Польшей, блистательно провел кампанию, доставившую ему титулы великого князя литовского, «белыя России» и другие.

Алексей Михайлович занимался экономикой страны, уничтожил дикое положение, когда правом беспошлинной торговли внутри русского государства обладали только английские купцы, а русские вынуждены были, переплачивая огромные деньги, покупать у англичан русские же товары. Им был сделан еще целый ряд преобразований.

Алексей Михайлович искренне считал себя главой всего мирового Православия, посягая тем самым на духовную власть Патриарха, что в конце концов и привело к разрыву с патриархом Никоном. Так, уже в середине XVII века, подготавливались реформы его сына, Петра I. Первые русские корабли делались в селе Дедилове по указу Алексея Михайловича.

Государь много работал, при нем страна возрождалась. Много строили в Москве и провинции. Царь был покровителем ремесленных мастерских при оружейной палате, именно на годы его правления падает расцвет их деятельности. Алексей Михайлович был любителем новшеств и поддерживал Симона Ушакова, реформатора иконописной традиции. С удовольствием тешился царь иноземными комедиями, что разыгрывались в селе Преображенском. Алексей Михайлович был человеком порядка, крылатое выражение «Делу время — потехе час» впервые было произнесено и записано им самим.

Пожалуйста оцените материал:
19 Декабря 2012 г. | http://www.dmitrysmor.ru | 2410 | ( 5 )
Рейтинг@Mail.ru
тренинги и семинары Москвы по личностному росту.